Вечно беременные: зачем некоторые женщины хотят быть многодетными?

Сегодня, когда выбор контрацептивов огромен, а социум уже не требует семерых по лавкам, тем не менее все чаще встречаются те, кто хочет большую семью. Но всегда ли они руководствуются любовью к детям?

Вечно беременные: зачем некоторые женщины хотят быть многодетными?

Многодетностью никого нельзя было удивить в России до ХIХ и первой половины ХХ века. Скорее малочисленные семьи были исключением из общего правила. Но времена вносят свои коррективы. И вот уже пошла мода на одного ребенка или максимум двоих. Появились направления, когда выбирается осознанный отказ от детей — чайлдфри. Конечно, есть национальные особенности, ведь Россия вбирает в себя множество этносов и их культуры.

Например, мусульманская традиция предполагает многодетность. Есть семьи, в которых в нескольких поколениях много детей, и там не видят другого формата, кроме многодетности. Есть немало дружных многодетных семей священников и мирян по 11 и больше детей, где есть любовь, родители и дети благополучны, радостны и успешны. Но есть и так называемые дисфункциональные семьи, в которых родители находятся в многолетнем противостоянии, с трудом выдерживают нагрузки, дети проблемные, ненавидят друг друга и отца с матерью. О них и пойдет речь — о мотивах решения рожать много детей.

Кого-то прочитанное удивит, для кого-то станет открытием, кого-то, возможно, заставит задуматься о собственных планах и возможностях. Зачем женщины выбирают роль многодетной мамы, будучи приверженцами европейской культуры, где давно придерживаются концепции одного ребенка или двух детей в семье? И всегда ли это осознанное и зрелое решение? Психолог Илья Суслов видит несколько скрытых причин, о которых не принято говорить.

Религиозный мотив и магическое мышление 

«Я довольно много общаюсь с современными православными. И поэтому могу достоверно утверждать: большой процент верующих людей, создавая многодетные семьи, делают это неосознанно, руководствуясь далеко не зрелыми мотивами, — признается психолог. — В религиозной среде (имеется в виду в первую очередь православие) многие исходят из установки долженствования, что православные должны обязательно рожать — сколько Бог даст.

Во-первых, это общая позиция церкви, которую транслируют большинство священников, а во-вторых, верующие искаженно, на мой взгляд, воспринимают фразу из священного писания: «жена … спасется через чадородие», вырвав ее из контекста. Некоторые вообще читают последнее слово как многочадие, то есть много детей, считая это средством, способом спасения души. Хотя на самом деле здесь заложен иной смысл.

Одновременно, при решительном осуждении абортов, не приветствуется любая контрацепция, предохранение допускается только с помощью использования презерватива или прерыванием акта, хотя выливать сперму «мимо» тоже нельзя, остальные способы считаются грехом. Секс как удовольствие в христианской религии не пропагандировался никогда, и мастурбация, называемая рукоблудием, тоже грех».

Дело в том, что многие верующие воспринимают церковные правила и рекомендации как запреты, хотя они должны, по сути, иметь добровольный характер — во имя своего духовного развития. Запрет на удовольствие называется «воздержанием». В многодневные посты, а также в среды, пятницы, вечера перед воскресным днем и праздники не благословляется есть продукты животного происхождения, веселиться, а также заниматься сексом.

А близость супругов воспринимается исключительно как дань делу продолжения рода. Кроме того, большое значение придается патриотизму: женщина должна рожать много детей, чтобы заботиться о стране, поднимать ее. Тема денег и материального обеспечения семьи зачастую решается своеобразным образом: «Бог дал роток — даст и на зубок».

«В таких семьях господствует магическое мышление при отсутствии мышления критического. Люди не взвешивают свои силы, следуя этой пословице», — объясняет Илья Суслов. Их логика проста, считает психолог: они делают благое дело, а Господь решит все остальное. И они рожают третьего, четвертого, седьмого. Люди ожидают, что Господь позаботится о том, чтобы оно само все как-то устроилось: государство поможет, люди добрые подадут.

Вместо того чтобы идти к психологу, учиться быть родителями, они уверены, что надо просто больше молиться

«Но есть более важная проблема, чем деньги, — человеческий ресурс, необходимый, чтобы вырастить несколько детей, желательно благополучными и достойными членами общества. И возникает резонный вопрос: откуда вообще у человека, который вырос в семье один или с одним братом или сестрой, идея, что он знает, как вырастить десятерых, а главное, сможет это сделать?

Я вижу в таком сценарии проявление инфантильности: их девиз — если Бог дал детей, то все будет хорошо! Среди таких людей много тех, кто пережил те или иные психологические травмы, и многие не способны быть осознанными, ответственными родителями и эффективно справляться с нелегким делом растить и воспитывать своих детей.

Для них легче пребывать в иллюзии, что они справятся, создав свой идеальный мир, в котором они смогут уберечь детей от тлетворного влияния современного мира и дьявольских сил: гаджетов, плохих людей, опасных знаний и информации. Иногда ради этого они даже готовы изолироваться от мира, вплоть до отъезда в глухую деревню», — убежден психолог.

И это им удается до того момента, пока ребенок не пойдет в школу, а потом усугубляется в период пубертата. Но и тогда все негативные проявления списываются на козни дьявола, негативное отношение к верующим и прочие внешние неблагоприятные обстоятельства. Вместо того чтобы идти к психологу и разбираться в поведении детей, учиться быть родителями, они уверены, что надо просто больше молиться.

Причем молитва тоже зачастую бывает инфантильна: «чтобы дети вели себя хорошо», вместо того, чтоб Бог вразумил нас, родителей, что нам нужно сделать, чтоб мы стали эффективнее справляться с воспитанием. «Я в этом вижу перекладывание родительской ответственности на кого угодно — на Бога, на высшие силы, на добрых людей, которые всегда найдутся.

В свое время, когда я понял, что молитва не помогает мне с проблемами в воспитании детей, я забил тревогу и начал искать другие способы, в результате чего пошел учиться к Юлии Гиппенрейтер, с чем мне несказанно повезло. И для меня это был настоящий прорыв в сознании, принятии ответственности как взрослого, как родителя шестерых детей, а главное, в изменении своего поведения и подходов к воспитанию благодаря полученным новым знаниям и навыкам», — признается Илья Суслов.

Синдром Великой матери 

Женщина находится в симбиозе с ребенком примерно до его 2 лет, часто она кормит его грудью все это время. В этот период она с ним одно целое, имеет неограниченную власть над ним, это незабываемое, ни с чем несравнимое чувство эйфории, когда ты чувствуешь запах младенца, понимаешь его с полузвука и с полувзгляда. А эти обнимашки, улыбка и взгляд, полный любви.

Ты — единственная и незаменимая для этого существа, которое полностью от тебя зависит. «Я называю это синдромом Великой матери. С одной стороны, ощущение всемогущества. С другой, то, как круто она справляется со всеми заботами о ребенке, — объясняет Илья Суслов. — Но вот ребенок подбирается к 3 годам и к первому ключевому возрастному кризису, когда созревает речь и его самость. «Я сам», «Отойди!», «Ты дура!».

Куда пропал тот милый малыш, который не спускал с мамы глаз, и то ощущение всесилия? И женщине хочется опять ощутить его при помощи нового ребенка. И так может быть несколько раз. Нередко, делится психолог, старшие дети теряют мамин интерес с появлением младшего брата или сестры.

Гормональный кайф 

Есть счастливицы, которые не знают, что такое токсикоз. В период беременности в организме женщины вырабатываются гормоны, например, окситоцин, которые делают ее счастливой. Она, кажется, способна горы свернуть. Многие женщины хорошеют в беременность. И вернуться к этому состоянию хочется еще и еще, предполагает Илья Суслов.

Доказать, что я женщина 

Если идентичность как женщины нарушена (так бывает при психологических травмах или у девочек, выросших в дисфункциональных семьях), то иногда единственный способ доказать себе и социуму, что со мной все в порядке, — родить ребенка. Причем не одного. Иногда именно благодаря беременности, родам и материнству в женщине впервые просыпается нежность.

«Ей сложно проявлять это чувство к мужу, а когда-то было сложно — к родителям, и вот появляется тот, кто становится для нее учителем и проводником в женский мир, где есть место теплу, безусловной любви — тому, чего ей самой не хватало когда-то». Для некоторых проявить нежность и тепло разрешено семейными сценариями только в материнстве. Многие даже самые холодные железные леди становятся мягкими и женственными. Поддерживать себя в таком состоянии помогает многодетность.

Вечно беременные: зачем некоторые женщины хотят быть многодетными?

Убегание от взрослого мира 

«Когда мне учиться, работать, если я ребенком занята?» И вот, кажется, ребенка можно отдать в детский сад и заняться наконец собой и своим развитием, но она вновь беременна. Отцы детей берут на себя весь груз забот о материальном обеспечении. Как зарабатывать деньги, она не знает — у нее миссия их тратить. «Я девочка. Я хочу платье», «Моя миссия — быть матерью».

Чем дальше, тем сложнее ей реализовать себя в чем-то ином, кроме материнства. И страшно — мир изменился, а она уже забыла даже школьную программу. Впрочем, она ее вспомнит, когда сядет делать уроки сначала со старшим, а потом и с каждым следующим ребенком. Потом, когда дети вырастут, она так же займется внуками.

«Нередко в таких семьях отношения между мужем и женой как мужчиной и женщиной прекращаются довольно быстро. Женщине страшно признаться, что, постоянно рожая, она таким образом избегает близости с супругом. Между ними может быть негласная договоренность: ты меня обеспечиваешь и можешь жить своей жизнью, а я готова закрывать глаза даже на то, что у тебя на стороне романы. Но ты прекрасный отец и глава семейства. Иногда такие союзы существуют годами», — говорит Илья Суслов.

Самореализация 

В сказке о Царе Салтане довольно четко сформулирован этот мотив. Не ткачихой хочу быть, не поварихой, а родить богатыря — высший подвиг женщины. В профессии не реализовалась, не добилась социального успеха, но зато уж в материнстве я точно займу свою нишу в социуме. А статус многодетной матери? А ощущение своей исключительности?

Пусть кто-то защищает кандидатские или рвет жилы на топовых позициях в крупных корпорациях. Это многие могут, а вот быть настоящей матерью — увы, далеко не все. Такие женщины порой берут не качеством воспитания, а количеством детей.

Победить маму и сестру 

Тема конкуренции с родителями и сиблингами тоже иногда возникает у выросших детей. «Если отношения с матерью не были хорошими или были нездоровыми, то часто выросшие девочки стараются превзойти свою мать. «У тебя было нас двое, а я рожу троих или четверых. И я смогу за ними ухаживать лучше, чем ты за нами с сестрой. Я буду лучше, чем ты. А еще я мужа своего буду любить, а не пропадать на работе, как ты. Да и с работой тоже справлюсь!»

Или протянувшаяся из детства ревность заставляет победить сестру или брата: у нее двое — у меня будет трое, у него четверо, а я рожу пятерых.

Все перечисленные скрытые мотивы вряд ли сделают нас счастливыми. И, возможно, пришла пора осознанного, взрослого материнства?

Источник

© 2019 Новости кино и шоубизнеса. Все права защищены.