Театр зрительских историй

Театр зрительских историй

Представьте, что вы сидите в зрительном зале и смотрите спектакль о своей собственной жизни. Невероятно? А вот и нет – теперь такая возможность имеется…

Этот маленький подвальчик в центе Москвы меньше всего напоминает театр – в нем нет ни хрустальных люстр, ни занавеса, ни декораций, ни билетов (деньги за доставленное удовольствие зрители обычно кладут в шляпу – кому сколько не жалко). Афиш тоже нет, да и быть не может, ведь актеры заранее не знают, что они сегодня будут играть. Главные «драматурги» здесь – сами зрители – каждый из них может рассказать свою историю, а артисты тут же перенесут ее на сцену. Я тоже пришла сюда, чтобы поведать о том, что произошло со мной месяц назад.

В переводе с английского «playback» означает «воспроизведение». Плейбек находится на стыке театра и психологии. Эта история началась в 1975 году с легкой руки Джонатана Фокса, который задумал «лечить» людей с помощью театрального искусства. На сцене играют не профессиональные актеры. Как правило, это психологи, прошедшие специальное обучение. Но, в принципе, в плейбек труппу может попасть любой человек, если он чувствует в себе такой потенциал.

Чудеса импровизации

Фантастика: вы – главная героиня спектакля! Спектакля, поставленного по мотивам вашей же собственной жизни. Актеров на роли тоже выбираете вы: кого-то, с кем почувствовали нечто общее, назначаете собой. Кого-то — своим мужем, мамой, сестрой, другом, недругом, коллегой по работе, таинственным незнакомцем…

А потом несколько человек — плейбек актеров — не сговариваясь, без всяких репетиций, начинают творить для вас маленькое чудо. Они играют вашу историю так, как вы ее еще не видели. Показывают ее с такой стороны, с какой вам даже не приходило в голову на нее посмотреть. Открывают новый смысл того, что с вами произошло. А зрители, затаив дыхание, смотрят на сцену и сопереживают вам всей душой…

Зрительские истории бывают разные: длинные и короткие, смешные и грустные…Люди делятся тем, что с ними сейчас происходит, вспоминают ситуации из детства, какие-то забавные эпизоды и даже рассказывают сны. Кто-то решает поведать наболевшим, кто-то хочет получить ответ на давно мучающий вопрос, а кто-то – просто посмеяться в хорошей компании.

Поначалу собравшиеся немного робеют, — не все готовы выносить свои проблемы на всеобщее обозрение, обнажать душу. И поэтому, начинают с историй бытовых, житейских.

История 1: «Как я разочаровался в людях»

Первым тянет руку молодой парень. Он рассказывает о том, что недавно забыл в трамвае сумку с документами и небольшой суммой денег. Его разыскала женщина — кондуктор и вернула пропажу. Но если все документы были на месте, то денег в кошельке не оказалось. «Да там была-то всего одна тысяча…Поймите, мне денег не жалко, не в них дело. Просто неприятно. Вернула бы все, как есть, я бы и так ее отблагодарил… » — сокрушается молодой человек. «В общем, разочаровался я в людях» — подитоживает он и вопросительно смотрит на сцену.

Перед глазами изумленных зрителей тут же возникает переполненный трамвай. На остановке в него входит молодой человек и тут же направляется к суетливой «кондукторше». Он приобнимает женщину за талию и вкрадчивым голосом интересуется:

– Уважаемая, помните, вы год назад спасли ребенка?

– Да-а…А что?

– А то, что на мальчонке кепочка была. Вы не в курсе, где она?

Тут раздаетя взрыв смеха, — разочаровавшийся в людях парень хохочет вместе с остальными. Атмосфера разряжается, зрители рассабляются и становятся более откровенными.

История 2: «Взять вожжи в свои руки…»

Следующей поднимается женщина лет сорока. «После того, как от меня ушел муж, мне постоянно снится один и тот же сон, — взволнованно говорит она,- на перекрестке стоит повозка, запряженная лошадьми. А кучера почему-то в ней нет, — только я одна сижу на пассажирском месте. Вдруг лошади срываются, и несутся по многолюдной улице куда глаза глядят — прохожие только успевают уворачиваться. Кажется, еще немного, и случится беда. И так мне страшно, что я закрываю глаза и … сразу просыпаюсь…»

Через несколько секунд актеры переносят нас на шумную улицу по которой мчится неуправляемая повозка с женщиной на борту. «Пассажирка», предчувствуя катастрофу, в панике заламывает руки и в ужасе зажмуривает глаза. И тут одна из лошадей (актер Паша) неожиданно заговаривает с ней человеческим голосом: «Хорош паниковать, бери вожжи в свои руки!»

Миниатюра завершена, все оборачиваются на главную героиню мини-спектакля. Женщина плачет. «Все так и есть, — произносит она, совладав с эмоциями — После того, как ушел муж, я чуствую себя полностью дезориентированной. Раньше он все решал, он управлял моей жизнью. А теперь пора учиться жить самой. Правильно лошадка сказала, надо «брать вожжи в свои руки». И будь что будет!»

История 3: «Прости, папа…»

Осмелев, я решаюсь, наконец, рассказать про себя. «Этим летом я впервые увидела своего отца, — дрожащим голосом начинаю я. — Мама почти ничего о нем не рассказывала, сообщила только имя и фамилию. А я взяла и нашла его в социальных сетях. Оказалось, что он живет в Чехии, у него семья, двое детей. Мы начали переписываться. А потом он пригласил меня в гости, в Прагу. Я летела туда, как на крыльях! А когда прилетела, посмотрела на их семью… Возможно, все эти люди – замечательные, но… совершенно мне чужие. И вроде ничего плохого они мне не сделали, но я чувствовала себя абсолютно лишней в этом доме. Вроде все мне улыбаются, а мне хочется бежать оттуда без оглядки. Один раз я даже убежала. Сказала, что пойду погуляю на полчаса, а сама бродила по городу всю ночь, утром только вернулась. Все, конечно, были в панике — не спали, волновались… В общем, дала я им шороху. Думаю, когда я улетела в Москву, все вздохнули с облегчением».

И опять чародеи – актеры творят небольшой шедевр. На сцене кипят очень сильные эмоции. У меня, обиженной на отца, а заодно и на весь мир, одиноко бредущей по чужому ночному городу, — они свои. У мечущегося в поисках своей новоявленной дочери мужчины – другие. У его жены, растерянно глядящей в темноту окна и задающей себе лишь один вопрос: «Что же я сделала не так?» — третьи. У двух мальчишек, которые, конечно же, тоже не спят и гадают куда подевалась эта московская гостья, их сестрица? – четвертые. И все неплохие люди, все по своему правы, всех можно понять. «Всех можно понять…» — вдруг произношу я вслух.

А из зала тянется уже целый лес рук. От первоначальной неуверенности зала не осталось и следа. Окунувшись в магическую атмосферу плейбека, каждый хочет, чтобы его история стала произведением искусства. Спектаклем, глядя на который кто-то рассмеется, кто-то – заплачет. А сам главный герой, посмотрев на себя со стороны, поймет про себя что-то очень и очень важное.

P.S. Придя домой, я написала отцу письмо и попросила прощения.

Елена Григорьева, студентка

Источник

© 2019 Новости кино и шоубизнеса. Все права защищены.