Что бы там ни говорили маститые кинорежиссеры, фильмы по комиксам сегодня перестали считаться «низким искусством» — по крайней мере, картины уровня «Джокера» Тодда Филлипса («Золотой лев» Венецианского фестиваля уж что-нибудь, да значит). Поместив в центр повествования заклятого врага Бэтмена, режиссер рассказывает историю одного безумия, заставляя зрителя сочувствовать (анти)герою. Или, во всяком случае, лучше его понимать.
Фильмы
Внимание! Эта статья содержит спойлеры.
Нужно быть смешным для всех
Америка, Готэм-Сити, начало 1980-х. Грязь на улицах, безработица, отсутствие перспектив. Вокруг — все те же лица, изнуренные, уставшие, как пел Гэри Джулс в песне «Mad world». «Дело во мне — или весь мир сходит с ума?» — спрашивает Артур Флек своего психотерапевта. Он еще не знает, что программу его лечения скоро свернут и он останется один на один со своим все нарастающим безумием.
Артур — паяц на полставки. Работает клоуном, мечтает о карьере стендап-комика. Коротает вечера за просмотром комедийного шоу своего кумира — Мюррея Франклина, пишет отчаянно несмешные шутки. В него не верит никто — даже мать, к которой Флек болезненно привязан («Разве для того, чтобы быть комиком, не нужно быть смешным?»).
Но она, мама, всегда твердила, что предназначение Артура — приносить радость и счастье в этот мир, и он упорно следует ее завету, оскальзываясь, падая и поднимаясь снова. А город, безжалостный Готэм, каждый раз бьет его наотмашь, под дых, и, наклонившись над распростертым на холодной земле телом, безжалостно хохочет.
Большую часть времени Артур борется с мрачными мыслями или предается фантазиям, плавно перетекающим в бредовые идеи
Артур раз за разом поднимается, оправляется, наносит грим, растягивает лицо в широченной улыбке. В его арсенале — клоунский нос, зеленый парик и целый букет психоневрологических заболеваний. Когда Флеку страшно, неуютно, когда он зол или смущен — разражается неуместным неконтролируемым смехом (смех этот — не только отражение внутренней боли, но и, похоже, один из симптомов аффективной лабильности).
Большую часть времени Артур если не борется с мрачными мыслями («Как дела на работе? У вас были негативные мысли? Да все мои мысли — негативные!»), то предается фантазиям, плавно перетекающим в галлюцинации и бредовые идеи, и балансирует на тонкой грани, отделяющей его жалкое существование в рамках условной нормы от настоящего безумия.
Но мир дожимает его — и однажды дожмет. Скрученная пружина выпрямится, и глубоко несчастный, уязвленный, неуверенный в себе Артур Флек превратится в главного антигероя вселенной Бэтмена — Джокера.
При чем тут Бэтмен?
Справедливости ради, конкретно в этом фильме человек-летучая-мышь появляется всего дважды. В середине картины Артур Флек знакомится с маленьким Брюсом Уэйном — будущим Бэтменом? считая его сводным братом, а в финале мальчик лишается родителей. Куда важнее отношения Артура с миллиардером и кандидатом в мэры Готэма Томасом Уэйном: окрыленный надеждой обрести отца, будущий Джокер символически теряет его вновь.
Всегда быть в маске
Врожденная уязвимость психики, серьезная детская травма, невыносимая жестокость окружающего мира и многочисленные тычки судьбы (жестоко избили на улице, несправедливо уволили с работы, высмеял кумир), предательство самого близкого человека — мог ли Артур при всех этих вводных данных не стать Джокером? Мог. Но он им стал.
Впервые в жизни постояв за себя и расправившись не без удовольствия с обидчиками, Флек случайно запустил волну протеста и стал героем сопротивления. Всю жизнь терзавшийся вопросом, действительно ли он существует, Артур наконец получил на него утвердительный ответ. И совершил крутой разворот на символической лестнице: всю первую половину фильма герой раз за разом поднимался по ней, надеясь выкарабкаться из поглощающей его бездны, а в конце — триумфально спускается. Туда, откуда уже не вернуться.
Блиц для тех, кто не знаком с персонажем
Джокер впервые появился на страницах комикса о Бэтмене в мае 1940 года. Придумали его Джерри Робинсон, Боб Кейн и Билл Фингер. До этого противниками супергероя были обычные «рядовые» гангстеры.Знаменитую улыбку Джокера изначально позаимствовали у Гуинплена, героя романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» (точнее — его ранней экранизации). В 1975 году вышел первый номер отдельного комикса про Джокера.«Фирменное оружие» Джокера — веселящее химическое вещество.История Джокера, придуманная авторами сценария нового фильма, идет вразрез с канонической. В классической версии Джокер изначально называл себя Красным колпаком, а свой знаменитый внешний вид приобрел, когда Бэтмен столкнул его в чан с кислотой. Все дело в том, что «Джокер» Тодда Филлипса не связан напрямую с комиксами DC? как и с предыдущими фильмами о Бэтмене.В разные годы в разных фильмах о Бэтмене Джокера играли Сесар Ромео (1966), Джек Николсон (1989), Хит Леджер (2008).