ДГЭА, тестостерон и возрастные когнитивные нарушения и деменция

Автор: Джеймс Лейк, врач

 

Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) является прекурсором тестостерона и других андрогенных гормонов и активно участвует в разных физиологических процессах, включая модуляцию мыслительной деятельности, аппетита и сексуального поведения. Уровень ДГЭА в сыворотке и его сульфатной формы ДГЭА-С с возрастом постепенно снижается и к седьмому десятку достигает максимально низкого значения. Постепенное снижение уровня ДГЭА в сыворотке крови приводит к сокращению синтеза тестостерона, что связано с различными физическими, эмоциональными и когнитивными симптомами, такими как усталость, потеря веса, подавленное настроение, раздражительность и нарушения памяти. Эти симптомы вызваны снижением благотворного влияния тестостерона на различные части мозга (миндалину, гипоталамус и др.) что негативно отражается на когнитивных и эмоциональных функциях. 

В ходе исследований на животных было установлено, что экзогенные ДГЭА и ДГЭА-С оказывают благотворное влияние на иммунную и сердечно-сосудистую системы. Оба прогормона также оказывают нейропротекторное, антиоксидантное и противовоспалительное воздействие на мозг, повышают нейрогенез и увеличивают синтез и высвобождение нейротрансмиттеров катехоламина норадреналина и допамина. ДГЭА широко применяется в западной медицине для самостоятельной терапии возрастного ухудшения когнитивных функций. 

Что говорят исследователи о ДГЭА и когнитивной функции?

Многие исследования зарегистрировали улучшения рабочей памяти, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и внимания у здоровых взрослых в ответ на прием ДГЭА. Вероятно, эти благотворные изменения вызваны индуцированной ДГЭА кортикальной пластичностью, которая стимулирует нейропроцессы, лежащие в основе зрительного внимания. Однако, выводы исследований о влиянии ДГЭА на память здоровых взрослых и взрослых с когнитивными нарушениями противоречивы. ДГЭА может улучшать память у пожилых пациентов с низким уровнем ДГЭА в сыворотке крови более эффективно, чем у более молодых взрослых с нормальным уровнем ДГЭА. 

В ходе небольшого клинического испытания на людях (N=10) у взрослых мужчин, получавших ДГЭА в дозировке 500 мг, было отмечено значительное повышение показателей фазы быстрого сна вскоре после засыпания. Это открытие указывает на то, что нейростероидные изменения в головном мозге, вызванные ДГЭА, оказывают влияние на ГАМК (гамма-аминомасляную кислоту). На самом деле, ДГЭА связывается как с рецепторами γ-аминомасляной кислоты (ГАМК), так и с рецепторами N-метил-D-аспартата (NMDA), однако неясно, связаны ли эти сродства рецепторов с его когнитивными эффектами. 

Был проведен систематический обзор и мета-анализ; исследователи не нашли подтверждений того, что ДГЭА улучшает когнитивные функции у здоровых пожилых людей. Значимость результатов была ограничена тем фактом, что только три исследования соответствовали критериям включения, все рассмотренные исследования были продолжительностью 3 месяца или короче, а испытанные дозы варьировали только от 25 до 50 мг. Отдельный систематический обзор и мета-анализ показали, что люди с болезнью Альцгеймера имели последовательно низкий уровень ДГЭА-С в сыворотке крови, но нормальный уровень ДГЭА. Авторы утверждают, что это открытие согласуется с ролью ДГЭА в качестве субстрата для синтеза ДГЭА-С и что активность сульфатазы или других молекулярных механизмов биоконверсии ДГЭА-С может быть нарушена у лиц с болезнью Альцгеймера. Снижение уровня ДГЭА-С в сыворотке крови может быть связано с различными стадиями прогрессирования или уровнями тяжести болезни Альцгеймера, так что более низкие уровни ДГЭА-С предрасполагают к более тяжелым когнитивным нарушениям.Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, может ли уровень ДГЭА-С служить надежным диагностическим инструментом для выявления риска развития болезни Альцгеймера. 

В ходе 6-месячного рандомизированного плацебо-контролируемого исследования неизлечимые пациенты мужского пола с болезнью Альцгеймера были рандомизированы только по ДГЭА (50 мг два раза в день) против плацебо. К третьему месяцу группа ДГЭА показала тенденцию к более высокой, по сравнению с группой плацебо, когнитивной эффективности, которая сохранялась до конца исследования. В небольшом 4-недельном открытом исследовании 7 человек с сосудистой деменцией, которым ежедневно внутривенно вводилось 200 мг ДГЭА-С, продемонстрировали значительное увеличение уровня ДГЭА-С в сыворотке крови и ЦСЖ, улучшение повседневной жизни и снижение частоты эмоциональных всплесков. Значимость выводов обоих исследований ограничена их небольшим размером. 

Снижение уровня циркулирующего в крови тестостерона у пожилых мужчин связано с повышенным риском развития болезни Альцгеймера. В 6-месячном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании 16 мужчин с болезнью Альцгеймера и 22 здоровых взрослых мужчины были рандомизированы для получения тестостерона 75 мг (в виде кожного геля) против плацебо вместе с их обычными лекарствами. Общее качество жизни улучшилось как в группе больных деменцией, так и в группе здоровых людей. В конце исследования не было обнаружено значимых групповых различий, однако у пациентов с легкой степенью деменции, получавших тестостерон, отмечалось меньшее снижение зрительно-пространственных способностей.

Побочные эффекты и проблемы безопасности ДГЭА и тестостерона

Экзогенные ДГЭА и тестостерон ассоциируются с проблемами безопасности. Легкая бессонница является нечастым побочным эффектом ДГЭА, который следует принимать по утрам. Целесообразно избегать приема ДГЭА при наличии в анамнезе доброкачественной простатической гипертрофии или рака предстательной железы. Прием добавок с тестостероном может увеличить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и рака предстательной железы. Рекомендуется проконсультироваться с врачом перед началом приема ДГЭА или тестостерона.

Начало многообещающее, но необходимы дополнительные исследования

Необходимы большие проспективные плацебо-контролируемые исследования для дальнейшей характеризации потенциальных когнитивно-усиливающих эффектов ДГЭА как у здоровых лиц, так и у страдающих болезнью Альцгеймера или сосудистой деменцией, что позволит определить безопасные и оптимальные схемы приема и дозировки.

Источники:

  1. Martínez-Mota, L., Relationship between androgen deficiency and memory impairment in aging and Alzheimer’s disease. Actas Esp Psiquiatr, 2017. 45(5): p. 227-47.
  2. Friess, E., et al., DHEA administration increases rapid eye movement sleep and EEG power in the sigma frequency range. American Journal of Physiology-Endocrinology And Metabolism, 1995. 268(1): p. E107-E113.
  3. Nguyen, T.-V., et al., Dehydroepiandrosterone impacts working memory by shaping cortico-hippocampal structural covariance during development. Psychoneuroendocrinology, 2017. 86: p. 110-121.
  4. Evans, J.G., et al., Dehydroepiandrosterone (DHEA) supplementation for cognitive function in healthy elderly people. Cochrane Database of Systematic Reviews, 2006(4).
  5. Pan, X., et al., Dehydroepiandrosterone and dehydroepiandrosterone sulfate in Alzheimer’s disease: a systematic review and meta-analysis. Frontiers in aging neuroscience, 2019. 11: p. 61.
  6. Wolkowitz, O.M., et al., DHEA treatment of Alzheimer’s disease: a randomized, double-blind, placebo-controlled study. Neurology, 2003. 60(7): p. 1071-1076.
  7. Azuma, T., et al., The effect of dehydroepiandrosterone sulfate administration to patients with multi-infarct dementia. Journal of the neurological sciences, 1999. 162(1): p. 69-73.
  8. Lv, W., et al., Low testosterone level and risk of Alzheimer’s disease in the elderly men: a systematic review and meta-analysis. Molecular neurobiology, 2016. 53(4): p. 2679-2684.
  9. Ford, A.H., et al., Sex hormones and incident dementia in older men: The health in men study. Psychoneuroendocrinology, 2018. 98: p. 139-147.
  10. Lu, P.H., et al., Effects of testosterone on cognition and mood in male patients with mild Alzheimer disease and healthy elderly men. Archives of neurology, 2006. 63(2): p. 177-185.
  11. Sheridan, PJ. Androgen receptors in the brain: what are we measuring? Endocr Rev. 1983;4(2):171-8.

Источник

© 2019 Новости кино и шоубизнеса. Все права защищены.