Неврозы у детей или как избавить ребенка от стресса

Неврозы у детей или как избавить ребенка от стресса

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического диспансера Елена Остапенко.Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных неблагоприятных для организма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уровень стресса необходим для организма, поскольку мобилизует его для сопротивляемости стрессорам. Но чрезмерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменениям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции — гнев, тоска, тревога, страх, подавленность.

В основе высшей нервной деятельности находятся два основных процесса — возбуждение и торможение, точнее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение — это активная, работоспособная фаза, торможение — фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмоций происходит «сшибка» этих процессов — нарушается их баланс. И в психической деятельности человека начинают преобладать либо процессы возбуждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным периодом в психическом развитии ребенка — теперь ведущей его деятельностью становится учебная. От 6—7лет до 10—11 лет закладываются основы теоретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в действительности воспринимается окружающими, дети становятся готовыми к содержательному сотрудничеству со взрослыми.

Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения — от смеха к слезам, а также игнорирование требований взрослых. У младших школьников это избегание ситуации — он как бы «не слышит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является потеря непосредственности.

Временами они начинают вести себя неестественно, «манерничать» или копировать поведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее.

Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрессовая ситуация.

К причинам, способствующим эмоциональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недостаточное внимание к ребенку, повышенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информации, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ребенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?
Первокласснику предстоит адаптация к новым для него условиям жизни.

Прежде всего ему необходимо приспособиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспитательницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником отношения более взрослые. Вторая задача — нужно найти контакты с одноклассниками.

Да и всей семье требуется адаптация к новым для нее условиям. Наконец, где-то в середине первого класса у ребенка наступает пресыщение учебой — он получил большое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от реальной жизни. Это тоже стресс.Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и семье? Только вместе.К ответственности надо приучать еще до школы — уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее поручение. А в самом начале первого класса обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напишите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опытом, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите «золотую середину» организации жизни всей семьи. Все равно вам вместе с ним «учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти «сшибка» процессов возбуждения и торможения.

Родители обращают внимание на неадекватное поведение своего ребенка, перестают «узнавать» свое чадо. «Он стал раздражительным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», «Очень сильно устает в школе, вялый, спит на ходу», «Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», — вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации.

Это еще не болезнь. Справиться с этим поможет психолог в школе или в центре социальной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий — контакт с ребенком не восстанавливается, поведение его все более ухудшается, значит, это уже невроз — функциональное нарушение высшей нервной деятельности. Увы, но ими страдают до 15 процентов младших школьников.

Как это выглядит? Состояния, описанные выше, ухудшаются: усиливается агрессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна.

Ребенок во сне может разговаривать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических привычек грызть ногти, выдергивать волосы и т. д. Очень пугает родителей, когда ребенок навязчиво повторяет движения и действия, начинает однообразно играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без конца перекладывает с места на место какой-либо предмет или без конца монотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания.

Следовательно, при возникновении любой из этих перечисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поликлинику к участковому педиатру, который направит ребенка в психоневрологический диспансер. Здесь проводят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз — это функциональное расстройство, он успешно лечится, но лучше не доводить дело до серьезного расстройства.м
Источник

© 2019 Новости кино и шоубизнеса. Все права защищены.