Каково это — быть жертвой патологической зависти

Зависть — не самая красивая реакция на ситуации, когда мы вдруг понимаем, что нам чего-то недостает. У кого-то есть то, в чем мы остро нуждаемся или чего страстно хотим, — и вот он уже «виноват» в том, что у нас этого нет. Более того: мы даже можем возненавидеть его. Если с этим гнетущим чувством не разобраться, оно может разрушить отношения, но главное — навредить объекту нашей зависти. О том, каково приходится жертвам чужой зависти, рассказывает психотерапевт Шери Хэллер.

Каково это — быть жертвой патологической зависти

В анамнезе многих клиентов, которых я лечу от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), масса историй, связанных с патологической завистью. Многие из них — жертвы психологического насилия, часто со стороны родителей и других родственников с теми или иными расстройствами (пограничным, нарциссическим и другими).

Их детские воспоминания полны грустных и по-настоящему страшных моментов. Многих из них жестко критиковали, стыдили, запугивали, заставляли ненавидеть самих себя, методично разрушали их личность, а над некоторыми даже садистски издевались.

Жертвы зависти живут с неотвратимым и разрушительным чувством стыда. Усвоив, что, показав счастье или удовлетворенность, можно подвергнуться эмоциональному насилию, они часто вынуждены прятаться в тени, скрывать следы своих безусловных дарований и бояться хоть как-то проявить себя.

Они нуждаются хотя бы в иллюзии безопасности, а потому убеждают себя, что быть робкими, скромными и неуверенными в себе — это даже благородно и похвально. Либо, не способные мириться с чужими недостатками и потому одержимые идеей совершенства, они могут отождествлять себя с агрессором и повторять круг насилия, которое пережили сами, высмеивая и уничижая окружающих.

Помочь таким людям излечиться может отказ от ущербного паттерна и обращение к квалифицированному специалисту

В конечном счете в бессознательной попытке исцелить свои психологические и эмоциональные раны, нанесенные патологической завистью, в спутники себе они выбирают либо тех, в ком находят черты родителя-абьюзера, либо тех, кто напоминает им несчастного ребенка, которым они когда-то были сами. Они или проецируют свое глубинное чувство неполноценности на уязвимую мишень, или сами встают на привычную позицию жертвы.

Ими движут тщетные попытки обрести наконец силу и изменить страшные события прошлого. Снова и снова обращаясь к травматичному паттерну, они возвращаются к тому несчастному, уязвленному ребенку. Кажется, теперь-то он сможет постоять за себя.

За этими бесконечными, несмотря на всю бесплодность, попытками стоят магическое мышление и примитивные защитные механизмы, которые способствуют формированию ощущения беспомощности и отличают классических жертв. В результате человек еще больше страдает, но при этом ему ошибочно кажется, что защита срабатывает.

Что может помочь таким людям излечиться, так это отказ от этого ущербного паттерна и обращение к квалифицированному специалисту. Только так можно вскрыть застарелую рану и наконец усмирить боль.

Когда жертва психологической зависти получает шанс по-настоящему погоревать и принять то, что с ней произошло, осознать всю жестокость и несправедливость агрессора — того, от кого целиком и полностью зависела ее жизнь, — она может вновь обрести себя и ту целостность, которой ее когда-то лишили.

Об авторе: Шери Хэллер — психотерапевт, работает с клиентами с зависимостями, травмами, в ситуациях нарциссического абьюза.

Источник

© 2019 Новости кино и шоубизнеса. Все права защищены.