Иммунитет: Как он устроен и можно ли его укрепить

Иммунитет: Как он устроен и можно ли его укрепить

Нарушениями иммунитета объясняют самые разные недомогания, а эксперименты с малоизученными средствами, призванными его улучшить, ставят не только на себе, но и на детях.

Вместе с кандидатом медицинских наук, членом Европейской академии аллергологов и клинических иммунологов (EAACI), врачом-иммунологом Умаром Хасановым и врачом — аллергологом-иммунологом медицинского центра «Атлас» Екатериной Пушковой мы попробовали разобраться, как устроена иммунная система, так ли легко её «подорвать» и нужно ли пытаться улучшить.

Как устроен иммунитет

Когда в рекламе нам рассказывают о том, каким ещё новым средством можно повысить «упавший» иммунитет, представляется, что у иммунной системы есть эквалайзер и важно лишь сдвинуть рычажок в нужную сторону — но всё не так просто.

Как рассказывает Умар Хасанов, даже упрощённая схематическая модель иммунной системы — это десятки типов клеток с почти четырьмя сотнями разных рецепторов. При участии специальных веществ, цитокинов, они выполняют астрономическое количество задач — от устранения занозы в коже до уничтожения опухолевых клеток.

Эта система формировалась миллионы лет — и работает она не самостоятельно, а в тесной взаимосвязи с нервной, эндокринной и другими системами организма. В общем, концепция эквалайзера, в которой иммунитет можно просто делать «громче» или «тише», тут не работает.

К тому же эта система отлично самостоятельно регулируется: по словам Екатерины Пушковой, не так просто «сломать» иммунитет, просто выпив какое-то средство народной медицины или выйдя на улицу в холодную погоду.

А вот хроническое воздействие усталости, неправильного питания, постоянной смены часовых поясов, интенсивного стресса — это факторы, которые могут постепенно «повреждать» работу иммунной системы и повышать восприимчивость к инфекциям.

Что реально может ухудшить иммунитет

Когда эффективность иммунной защиты снижена, у человека повышается склонность к инфекциям — а приводить к этому могут факторы, на которые вполне реально повлиять.

Один из них — курение, при котором страдает не только сам курильщик. Доказан негативный эффект не только при вторичном (пассивном), но и третичном курении — остатки дыма на коже и одежде могут быть причиной повышенной склонности к болезням у близких курящего. Повышение риска респираторных инфекций доказано и для ряда токсических веществ — в первую очередь наркотиков.

Наличие некоторых заболеваний тоже снижает защиту от инфекций — например, у людей с ринитами и бронхиальной астмой острые респираторные инфекции встречаются чаще. Гастроэзофагеальный рефлюкс — состояние, когда желудочный сок забрасывается в пищевод — повышает частоту ларингитов и пневмонии; если скорректировать это состояние, то решится проблема не только с желудком, но и с частыми инфекциями дыхательных путей.

Часто можно слышать о так называемом местном иммунитете — речь идёт о самом первом иммунном барьере организма, то есть коже и слизистых оболочках. Если проницаемость этого барьера повышена, то и риск инфекций возрастает. Местная защита нарушается, если у человека есть хронические очаги инфекции (например, кариес), а ещё из-за табака и алкоголя — они негативно влияют на состояние слизистых оболочек.

Пушкова отмечает, что об иммунодефиците в таком случае говорить неверно, но эти факторы действительно способствуют более частым инфекциям.

Что такое иммунодефицит

Иммунодефицит — это настоящее заболевание, с чётким определением и конкретными изменениями в результатах анализов — то есть нельзя говорить об иммунодефиците, например, на основании того, что человек часто простужается.

Видов иммунодефицита более ста, но в целом он делится на первичный и вторичный. Первичный обусловлен генетически —то есть человек рождается с мутацией одного или нескольких важных для иммунной системы генов. Чаще всего такой иммунодефицит обнаруживается в детстве.

Вторичный иммунодефицит ещё называют приобретённым — он может быть вирусным, вызванным ВИЧ, или развивается из-за хронических заболеваний или их лечения. Например, так бывает при онкологических или аутоиммунных болезнях, или из-за лечения, направленного на подавление иммунной системы: химиотерапии, лучевой терапии, иммуносупрессивных препаратов.

Существуют вполне конкретные признаки первичного иммунодефицита — в первую очередь это тяжёлые инфекции, которые плохо поддаются лечению. Например, к таким признакам относятся две или более пневмонии за год, более двух месяцев лечения антибиотиками без эффекта, глубокие рецидивирующие абсцессы кожи — ключевой фактор тут тяжесть заболеваний. Как поясняет Екатерина Пушкова, если человек хронически слегка кашляет и особо никак не лечится, но при этом ходит на работу или учёбу — об иммунодефиците речи не идёт.

Кроме того, при настоящих нарушениях в работе иммунной системы возникают другие проявления — например, развитие оппортунистических инфекций, то есть вызванных микробами, в норме обитающими в организме и не вызывающими никакой реакции у человека со здоровой иммунной системой.

При чём тут ОРВИ

По словам Умара Хасанова, эфемерные обещания снизить частоту простуд — это колёса мощной машины маркетинга для продвижения сомнительных субстанций. Нас заставляют поверить в то, что простудные заболевания — признак ослабленного иммунитета, хотя на самом деле это не так. Неосложнённая простуда не страшна, лечить её не нужно (да и эффективных средств для этого нет), а частая заболеваемость у детей — это нормальная возрастная особенность.

Ребёнок рождается с незрелой иммунной системой и поначалу получает антитела с грудным молоком, а потом «тренировка» и развитие иммунной системы во многом происходят именно благодаря вирусным инфекциям. ОРВИ — небольшая плата за то, что мы постоянно живём в тесном соседстве с тысячами вирусов.
Современная наука пришла к выводу, что неосложнённые ОРВИ указывают на заболевания иммунной системы крайне редко.

Структура иммунной системы такова, что если появится малейший «сбой», это выльется в череду бактериальных осложнений — частых пневмоний, инфекций кожи, гнойных отитов и синуситов, — онкологических и аутоиммунных заболеваний.

Так что частые неосложнённые простуды не повод обращаться к аллергологу-иммунологу, достаточно посещений педиатра, терапевта или семейного врача.

Правда ли, что у носителей вирусов иммунитет снижен

В России сложно найти человека, которому не делали анализы на вирусы герпеса, в общественном сознании глубоко засело представление об их пагубном влиянии на иммунную систему. Говорят, что часто болеющему ребёнку или взрослому нужно исключить скрытые инфекции — а именно найти, например, цитомегаловирус, вирус Эпштейна — Барр, вирус простого герпеса и «пролечить».

В интернете можно найти сотни диссертаций и статей о влиянии этих вирусов на иммунную систему, но на англоязычных ресурсах всё гораздо скромнее, а информация датируется в основном девяностыми годами прошлого века.

В частности, на международном профессиональном ресурсе UpToDate влиянию вирусов на иммунную систему посвящён всего один маленький абзац со ссылкой на публикацию 1990 года.

Если кратко, то в лаборатории и правда отмечалось некоторое влияние вирусов на иммунные клетки — но практическое значение это имеет только для людей с уже серьёзно нарушенной работой иммунной системы.

Для здоровых людей доказательства вреда отсутствуют, и, например, Центры по контролю и профилактике заболеваний США не рекомендуют диагностику таких вирусных инфекций всем подряд.

В этом просто нет смысла: трудно найти человека, который не был бы ими инфицирован, но «виновны» во всех бедах, от бессонницы до частых простуд, они крайне редко.
Источник

© 2019 Новости кино и шоубизнеса. Все права защищены.